Поход
«Икара» золотыми буквами вписан в историю парусного спорта России и
Украины. До него ни одна яхта Советского Союза не принимала участия в
кругосветных путешествиях… ни одна за 70 лет существования советской
власти! Сегодня имя «Икара» можно найти в любой морской энциклопедии.Парусное
судно спроектировали в середине 80-х в студенческом конструкторском
бюро Николаевского кораблестроительного института. На нем отрабатывали
практику студенты, проводили исследовательские работы преподаватели,
яхта участвовала в многочисленных регатах, в том числе и международных. А
потом… потом наступили трудные для Украины времена, и знаменитый
парусник на долгие годы застыл у причала в яхт-клубе: стоял
невостребованный, ржавел и потихоньку умирал. Кто-то уже предлагал
окончательно порезать его на металлолом, кто-то - водрузить на пьедестал
и придать статус памятника.
Однако несколько лет назад коллектив
Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова принял
замечательно правильное решение — яхту восстановить! Сегодня
восстановительные работы здесь — в самом разгаре.
...31 июля
2013 года в яхт-клубе николаевцы собрались, чтобы отметить памятную дату
— 25-летие возвращения «Икара» из кругосветки. На маленьком торжестве
присутствовали и.о. городского головы Владимир Коренюгин, ректор НУК Сергей Рыжков, писатель-маринист Владислав Мацкевич, нынешний капитан яхты Валерий Кисличенко, преподаватели и студенты университета кораблестроения. Вспоминали прежний «Икар» и капитана Немирова, с гордостью говорили о яхте как о николаевском «бренде».
-- «Икар» - это честь и слава нашего города, - сказал в своем выступлении Владимир Коренюгин. - В
подготовке таких серьезных кругосветных экспедиций обычно принимает
участие целое государство, а тут - без чьей-либо помощи «справился» наш
вуз - Николаевский кораблестроительный институт.
Гости,
посетившие в этот день «Икар», смогли увидеть, как идет переоборудование
яхты. Все работы проводятся силами университетского коллектива, в
создании нового проекта принимают участие преподаватели разных кафедр,
специалисты в области теории проектирования судов, конструкции корпуса,
судовых систем и механизмов и др.
Поскольку старая документация
была утеряна, фактически разрабатывается новый проект - он позволит
модернизировать все части парусного судна: корпус, механизмы, парусное
оборудование и проч. Выполнены все необходимые расчеты, соблюдены все
требования, которые выдвигает морской регистр для того, чтобы судно
получило допуск на неограниченный район плавания в любую часть Мирового
океана.
Нынешний капитан Валерий Кисличенко рассказал о том, что
уже сделано. На палубе подняли на удобную высоту гик-грот, поставили
скамейки, заменили такелажные рымы, выполнили капитальный ремонт
подводной части и установили рубку, теперь очередь за иллюминаторами.
Внутри идет серьезная перестройка: оборудуются несколько кают, кубрик и
сантехнические удобства, которых раньше не было. Работы еще много, так
что окончательно «Икар» будет готов года через полтора.
Модернизированная
яхта сможет взять на борт 10 человек: шесть членов экипажа и четырех
пассажиров. Правда, пассажиры — это не совсем точное «именование»
участников будущих экспедиций на «Икаре». Ибо цели «Икар» преследует не
прогулочные, а учебные и научные: здесь будет проходить практика
студентов, работа с подводными аппаратами, обучение морскому делу.
Благодаря спонсорам, уже куплены радиостанция, система навигации JPS.
Встреча
на борту завершилась вручением награды: Владимир Коренюгин передал
нынешней команде «Икара» почетный знак «За заслуги перед городом
Николаевом» - чтобы висел в кают-компании и напоминал об исторических
походах по морям-океанам. Любопытный случай: награду получил не человек,
не коллектив, а сам легендарный парусник!
Жалко, что на торжестве
не было никого из представителей команды, ходившей в кругосветку в
1987-88 гг. Однако ректор Сергей Рыжков пообещал, что сотрудники вуза
сделают видеоотчет о встрече по случаю памятной даты и отошлют его в
Архангельск капитану Борису Немирову.