В 1806 году, скоро по возвращении в Кронштадт двух судов
Российской Американской компании «Надежда» и «Нева», счастливо
совершивших путешествие кругом света, оная компания решилась послать
вторично судно «Нева» в такую же экспедицию. Тогда его императорскому
величеству благоугодно было повелеть отправить с ним вместе военное
судно, которое могло бы на пути служить ему обороною. Главный же предмет
сей экспедиции был: открытия неизвестных и опись мало известных земель,
лежащих на Восточном океане и сопредельных Российским владениям в
восточном крае Азии и на северо-западном берегу Америки. ...Оставляя
свое отечество, не знали мы и даже не воображали, чтобы в отсутствие
наше столь нечаянно могли случиться такие важные перемены в политических
делах Европы, которые впоследствии переменили и едва было совсем не
уничтожили начальную цель экспедиции. Путешествие сие было
необыкновенное в истории российского мореплавания как по предмету
своему, так и по чрезвычайно дальнему плаванию. Оно было первое в
императорском флоте, и если смею сказать, то, по моему мнению, первое с
самого начала русского мореплавания. Правда, два судна Американской
компании совершили благополучно путешествие вокруг света прежде «Дианы».
Управлялись они офицерами и нижними чинами императорской морской
службы; но сии суда были куплены в Англии, в построении же «Дианы» рука
иностранца не участвовала; а потому, говоря прямо, «Диана» есть первое
настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее
плавание.