РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 21:12

Главная » Статьи » 1826-1829 "Моллер" Станюкович М.Н. » 1826-1829 "Моллер" Станюкович М.Н.

ВОЕННЫЙ ШЛЮП «МОЛЛЕР». 1826-1829
ВОЕННЫЙ ШЛЮП «МОЛЛЕР». 1826-1829
 
     В начале 1826 года по примеру прежних экспедиций назначены были в Камчатку два военные шлюпа с грузом для Петропавловского порта и Охотска, а также и для крейсерства в колониях Российско-Американской компании. Но как после трактата с Северо-Американскими Соединенными Штатами, заключенного около этого времени, колонии не имели уже надобности в военных судах, то командирам посылаемых шлюпов было предписано: год, назначенный для крейсерства, употребить на съемку и обозрение северовосточных берегов Азии и северо-западных Америки и на исследование части Великого океана, между теми берегами лежащей.

     Отправленные в эту посылку шлюпы «Моллер» и «Сенявин» были построены в С.-Петербурге на Охте и имели одинаковые размерения (длина между перпендикулярами 90 футов, ширина без обшивки 29 футов, глубина интрюма 12½фута). Первым и вместе обоими командовал капитан-лейтенант М. Н. Станюкович; вторым капитан-лейтенант Ф. П. Литке. В начале июня 1826 года шлюпы эти были приведены в Кронштадт и вооружены барками. Кроме обыкновенных запасов на три года, они были снабжены всеми средствами для сохранения здоровья экипажей; также инструментами и другими пособиями для гидрографических и ученых работ; некоторые из этих вещей предоставлялось командирам купить в Копенгагене и Лондоне. Сверх полного комплекта людей, на каждом шлюпе находилось по 15 человек нижних чинов, отсылаемых для службы в Охотский и Петропавловский порты.

    Командиры судов и натуралисты экспедиции получили от Государственного Адмиралтейского Департамента подробные инструкции. В них предписывалось шлюпам: следовать вместе до Уналашки, откуда уже каждый должен был идти к местам своих работ; по окончании гидрографических занятий соединиться в Петропавловском порте и отсюда вместе идти в Кронштадт.

     На этом пути поставлялось на вид осмотреть северные берега Новой Ирландии, Соломоновых островов и Нового Ганновера и, выйдя в Индийский океан чрез один из проливов между Молуккскими островами, следовать далее вокруг мыса Доброй Надежды.

    Капитану Станюковичу было предписано: заняться точнейшим исследованием Алеутской гряды и полуострова Аляски с прилежащими к нему островами; зимние же месяцы он должен был употребить на исследование части океана, простирающейся на восток и на запад от Сандвичевых островов и, особенно, в направлении гряды сих последних. Разыскания в группах Маршалла и Гильберта также были предметом его занятий; а на обратном пути в Россию поставлялось на вид осмотреть острова Бонин-Сима, тогда еще не отысканные.

   Приняв на шлюп груз, назначенный для Охотска, Камчатки и Компанейских колоний, капитан Станюкович отправился из Кронштадта 20 августа 1826 года вместе со шлюпом «Сенявин», с которым, однако же, на другой день во время тумана разлучился. Тихие переменные ветра замедляли плавание по Балтийскому морю, так что не прежде 30 августа шлюп достиг параллели Рижскаго залива; тут встретил его крепкий SW, от которого были принуждены укрыться в Аренсбургский залив. Через четыре дни вышли отсюда и 10 сентября бросили якорь на Копенгагенском рейде, где стоял уже шлюп «Сенявин».

    Закупив для команды рому и полный запас теплой одежды, капитан Станюкович с обоими шлюпами вошел в Каттегат 15 сентября. Немецкое море прошли с умеренным NW ветром и 24-го прибыли в Портсмут.

    Покупка инструментов, карт и других вещей для шлюпов задержала здесь около месяца, и капитан Станюкович вышел в море уже 22 октября.

     Продержавшись сутки в канале в ожидании капитана Литке, который остался еще на несколько часов на рейде, и, полагая, что он прошел прямо к острову Тенерифу, не будучи замечен со шлюпа, капитан Станюкович направил свой курс туда же. Сопутствуемый умеренными NO ветрами, 2 ноября вечером он подошел ко входу на С.-Круцкий рейд; но, чтобы не потерять попутного ветра, не остановился здесь и направился в Рио-Жанейро, - другое условленное с капитаном Литке рандеву.

     Переходя северный тропик и встретив вместо NO пассата тихие переменные ветра, капитан Станюкович направился между островами Зеленого Мыса и берегом Африки, придерживаясь ближе к первым, и прошел эту часть моря с легкими SW и NW ветрами; а 1 декабря, получив SO пассат, следовал с ним до самого Рио-Жанейро, куда пришел 16 декабря.

     Дождавшись здесь шлюпа «Сенявин», капитан Станюкович с обоими судами направился к мысу Горну. До Фалкландских островов плавание было довольно успешно; но 4 февраля 1827 года, когда они достигли уже параллели 55° S, ветер, до того умеренный SW, стал усиливаться и в короткое время превратился в шторм. Наступившая за тем пасмурность разлучила шлюпы. Через двое суток ветр стих, но все еще дул от SW, при дурной погоде. Не теряя надежды соединиться со шлюпом «Сенявин», капитан Станюкович продолжал идти к югу и, достигнув южной широты 61°, взял курс к Валпарайзо, - условное рандеву со шлюпом «Сенявин». Здесь он простоял две недели, но не дождался шлюпа «Сенявин» и встретился с ним уже при выходе: капитан Литке только что подходил к Валпарайзо. Предоставив капитану Литке следовать по данной ему инструкции, капитан Станюкович пошел далее.

     Из Валпарайзо он направился чрез Низменный архипелаг (Помату) к острову Отаити. 27 апреля увидел острова Лито и, определив их астрономически западной оконечности шир. 19° 38' 140'' S, долг. 40° 25'35'' W), продолжал плавание архипелагом Помату. 29-го бросил якорь в Матавайской бухте.

    Двухнедельная стоянка на острове Отаити употреблена на поверку хронометров и разныя починки по шлюпу. Снявшись отсюда 15 мая, капитан Станюкович стал держать к островам Лазарева, открытым в 1820 году капитаном Беллинсгаузеном. Определив долготу их в 148°37'5'' W, взял курс в Камчатку. 14 июня прошел между Сандвичевыми островами Гаваи и Атуай и 13 июля прибыл в Петропавловский порт.

    Выгрузив привезенные сюда материалы и заменив груз каменным балластом, капитан Станюкович отправился к острову Уналашке. Беспрестанные дожди и туманы при весьма крепком ветре продолжались до самого прибытия в гавань Иллюлюк, то есть до 30 августа. Получив здесь байдару, необходимую при съемке отмелых берегов, капитан Станюкович 5 сентября отправился к острову Унимаку, намереваясь начать от него свои гидрографические исследования.

   Крепкие ветра и туманы замедлили начало съемки до 8 сентября; а 9-го ветер, до того умеренный, обратился в шторм. Предвидя наступление дурной погоды и осенних бурь, капитан Станюкович решился прекратить работы и пошел в Ново-Архангельск, куда надлежало отвезти часть груза. Он прибыл туда 21 сентября.

   Оставляя берега Ситхи, у которых простоял четыре недели, капитан Станюкович намерен был заняться разысканиями в части океана, лежащей на восток от Сандвичевых островов. Крепкие SW ветра с пасмурностью продержали еще неделю на параллели Ново-Архангельска, и только 28 октября он взял настоящий курс с попутным NW.

     В отыскании предполагаемых островов капитан Станюкович не был счастливее своих предшественников, хотя и проходил чрез те самыя места, на которых положены искомые острова (эти острова, будто бы открытые испанцами, предполагались к востоку от Сандвичева архипелага и до сих пор не отысканы, хотя это пространство моря искрещено многими мореплавателями. На новейших картах они уже не показываются). Продолжая эти изследования, достиг он параллели 9° N, от которой направился к Сандвичевым островам, и 6 декабря 1827 года прибыл в гавань Гонолулу.

     Для отдохновения команды и некоторых поправок в вооружении, капитан Станюкович оставался здесь до 9 февраля следующего года.
 
     Следуя инструкции, отсюда направился он к северо-западу, по направлению цепи Сандвичевых островов и, пройдя по долготе более полторы тысячи миль, осмотрел и определил положение следующих островов: Нииго (Ониго), Орегуа, Неккер, Гарднер, Лисянского, Франц. Фр. (риф), Перл и Гермес, Маро (риф).

     Сверх того, вновь открыл острова Моллера в широте 25°45'59' N, долготе 188°9'59'' О.

     В исходе марта, имея несколько дней сряду весьма крепкий ветер, при котором продолжать съемку было бы и бесполезно, и опасно, и притом нуждаясь в дровах, капитан Станюкович отправился в Петропавловский порт, куда и прибыл 11 апреля. В Авачинской губе встретил еще много льду.

     27 апреля снова отправился он к полуострову Аляске, намереваясь для проверки хронометров и за байдарою зайти на Уналашку. На переходе до этого места определены и осмотрены некоторые из Алеутских островов.

     Окончив поверку хронометров и собрав от промышленников возможные сведения о берегах Аляски, капитан Станюкович направил путь к острову Унимаку и, обойдя северную его сторону, 3 июня приступил к съемке берегов Аляски от Исакахскаго пролива по северному берегу, останавливаясь по надобности на якоре и производя съемку на гребных судах или байдарках. Таким образом был осмотрен весь северный берег Аляски до устья реки Накнек, от которой шлюп 13 июля возвратился к острову Амаку, дополнив на пути сделанную съемку. У острова Амака капитан Станюкович на сутки останавливался для отыскания оставленного в прежнюю тут стоянку якоря с цепным канатом; однако поиски эти были напрасны. При этом сделался крепкий ветер и заставил его спуститься к острову Унимаку, по южную сторону которого шлюп держался до 22 июля, ожидая благоприятной погоды для продолжения съемки. Задувший в этот день восточный ветер, противный в Исакахский пролив, сделал невозможным продолжение работ. По этой причине и еще более по недостатку сухарей и усталости экипажа, капитан Станюкович принужден был прекратить съемку. Он возвратился на Уналашку 26 июля, сняв на этом переходе часть северного берега острова Унимака.

   Поверив хронометры и исправив найденною погрешностью определенные при съемке долготы, капитан Станюкович 3 августа пошел в Камчатку, следуя вблизи Алеутских островов. Продолжительные туманы и постоянная на всем переходе пасмурность не дозволили сделать здесь никаких определений.

    С лишком двухмесячная стоянка в Петропавловском порте была употреблена на приготовление к обратному плаванию в Кронштадт. Чрез месяц прибыл сюда капитан Литке, и 30 октября 1828 года оба шлюпа оставили берега Камчатки, назначив рандеву Маниллу.

     До 6 ноября плавание их было довольно успешно; но в этот день, находясь в широте 40° N и долг. 161° О встретили крепкий SO, обратившийся в шторм. Наступившая за тем пасмурность разлучила шлюпы, и «Моллер» направился к острову Люсону. 23 ноября, проходя близ островов Бонин и Александра, определил их положение; потом продолжал плавание с переменными ветрами. 2 декабря вступил в Китайское море, между островами Бабуян, и чрез девять дней бросил якорь на Манильском рейде.

    Разоружив шлюп, капитан Станюкович немедленно приступил к исправлению рангоута и такелажа, много потерпевших от бывшего шторма. Окончив эти исправления и дождавшись капитана Литке, пришедшего сюда 1 января 1829 года, вышел он в море 18 января, и 2 февраля достигли Зондского пролива. Здесь переменные тихие ветра и штили задержали шлюпы целые десять дней, в продолжение которых от сильного зноя в экипаже шлюпа «Моллер» несколько раз показывалась холера, впрочем, из больных ни один не умер. 9 февраля, следуя Зондским проливом, шлюп «Моллер» наткнулся на неизвестную до того коралловую банку; однако скоро вышел на глубину, не потерпев повреждения (банка эта тогда же определена в ½мили на SO от N оконечности Пуло-Крокатуа).

     21 марта в широте 32° S, долготе 37° О встретили весьма крепкие SW ветра, продолжавшиеся почти до самого мыса Доброй Надежды. Капитан Станюкович, намереваясь зайти в Столовую губу, предоставил капитану Литке следовать к острову Св. Елены.

     У мыса Доброй Надежды капитан Станюкович простоял одну неделю и 24 апреля пришел к острову Св. Елены. Отсюда оба шлюпа вышли 28-го того же месяца; 10 мая пересекли в четвертый раз экватор; останавливаясь потом на один день у острова Фаяла, и 30 июня зашли в Гавр.

    Исправив вооружение шлюпов, капитан Станюкович 21 июля отправился прямо в Зунд, а капитан Литке - в Гринвич, для сравнительных наблюдений над постоянным маятником. Пробыв в Копенгагене около двух недель в тщетном ожидании шлюпа «Сенявин» и полагая, что он прошел уже в Балтийское море, капитан Станюкович вышел из Зунда 14 августа, а 23-го прибыл в Кронштадт, спустя три года после отправления из этого порта*.
 
     *Шканечный журнал; выписки из описных журналов в плавания на северо-запад от Сандвичевых островов, и донесения об описи Аляски. В Зап. ученого Комитета ч.1, напечатаны три донесения кап. Станюковича, о плавании шлюпа «Моллер» от Кронштадта до Камчатки и Ново-Архангельска.

     Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 92-99


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1826-1829 "Моллер" Станюкович М.Н. | Добавил: alex (28.03.2013)
Просмотров: 1113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz