РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2017, 18:32

Главная » Статьи » 1853-1855 "Восток" Римский-Корсаков В.А. » 1853-1855 "Восток" Римский-Корсаков В.А.

Переход шхуны "Восток"из Портсмута вокруг мыса Доброй Надежды в Нагасаки (1853г.).
Переход шхуны "Восток"из Портсмута вокруг мыса Доброй Надежды в Нагасаки (1853г.).
 
 
Купленная в Англии генерал-адъютантом Путятиным, для нужд сибирских портов, железная шхуна «Восток», 5 января 1853 года вышла на рейд. Построенная для торговой цели, она требовала, для нового назначения, некоторых приготовительных работ. 6 января шхуна вышла, вместе с фрегатом «Паллада», с Спитгедского рейда, для следования в Тихий океан, под командою лейтенанта Римского-Корсакова.
 
При ровном ветре от NNW, скоро обогнули южную сто­рону Вайта. Около полдня миновали траверз мыса св. Екате­рины, где заштилели и по сигналу адмирала развели пары. В сумерки, подойдя к фрегату для переговоров, командир получил приказание идти вперед к Лизарду и там ожидать фрегата. Ночью на 7-е ветер задул от W и в течение утра постепенно свежел. В 3 часа пополудни, при огромной зыби, в машине лопнула трубка от снабжающей помпы. Кроме того, огон правой пары стень-вант сполз с заплечика и выломи­лись краспицы фоковых кнехтов. Вместе с тем находила пасмурность, а ветер свежел, и потому спустились к Торбею, где в тот же вечер и стали на якорь.
 
Крепкий ветер продолжался более полутора суток. 10 января все повреждения были исправлены и шхуна снялась с якоря, а к утру 11-го была уже у Лизарда. Около полдня соединились с фрегатом, который взял шхуну на буксир. 12-го вечером, ветер от NO начал свежеть и перешел к S; один из буксирных кабельтовов перетерся и лопнул, а дру­гой принуждены были отдать, потому что шхуна, при свежем риф-марсельном ветре в бейдевинд, беспрестанно набегала. Вскоре, при нашедшей пасмурности, фрегат потерялся из виду и всю ночь лежали бейдевинд левым галсом с зарифленными парусами. 13-го ветер стих, но потом перейдя к NW, опять засвежел с прежнею силою. Утром увидели фрегат, кото­рый подойдя к шхуне, сигналом назначил рандеву «Мадера», и затем взял курс к SW, а шхуна легла в бейдевинд на StW, потому что в полветра сильно поддавало.
 
14-го утром ветер перешел к N и утих, так что легли настоящим курсом. После 12 числа, четверо суток не имели ни одной обсервации и 16-го были немало удивлены, когда место в полдень по обсервации и хронометрам оказалось на 2° 5' западнее и 45 милями южнее исчислимого, что следует приписать так называемому Реннелевскому течению.
 
Ожидая в это время года наиболее западных ветров, не взирая на благоприятный NО, склоняли курс более к западу, нежели сколько требовалось для прямого пути, и не прежде взяли курс на Мадеру, как миновали параллель Финистера. 18 января ветер начал стихать, почему развели пары и 20-го увидели впереди, прямо по курсу, в 40 милях, Порто-Санто, а 21-го, в 10 часов утра, стали на якорь на Фунчальском рейде.
 
Получив здесь распоряжение адмирала следовать к мысу Доброй Надежды, шхуна осталась на двое суток на этом рейде, чтобы просушить подмоченные разные вещи, запастись водою и углем. 23 числа, вечером, снявшись с якоря, по­лучили умеренный NО, который после почти не оставлял шхуну. 25-го были усмотрены острова Тенерифской группы, ветер усилился, и ночью миновали эту группу, пройдя между островами Пальма и Гомера, в 12 милях западнее оконечности последнего. У Тенерифской группы заметили течение от O по 1 мили в час.
 
Проходя параллель мыса Барбис, в расстоянии около 200 миль, заметили, что пассат слабеет и отходит к NW, a 26 января в полдень, будучи еще 20 милями ближе к африканскому берегу, нашли что цвет воды переменился из голубого в зеленый. Опасаясь потерять пассат, склонили курс к W, чтобы удалиться от Африканского берега, и действительно на следующее утро опять бежали по 7 и 8 узлов с свежим марсельным NO.
 
Желая пересечь экватор, по совету адмирала, около 10° О долготы, предположили обойти острова Зеленого мыса по восточ­ную сторону, и хотя это приблизило шхуну к африканскому бе­регу еще более, однако пассат на этот раз не стихал нисколько и его потеряли не прежде 4 Февраля, в 5° N шир. Он стихал понемногу, в продолжение двух суток. Между островами Зеленого мыса и африканским берегом, вхо­дили в полосу всплесков, означенную на английских картах. Другую такую же полосу пересекли в широте 10° N. К N от этой параллели чувствовали ежедневно SO течете, а к югу от нее NW и W-oe.
 
Экватор пересекли между 9 и 10° O долготы, 9 февраля, в 4 часа пополудни, с попутным довольно бойким шквалом от О, которым и начался SO пассат. В штилевой же по­лосе шли постоянно под парами и имели большею частью безветрие или легкие переменные ветры между SSO и SSW, при ясной погоде.
 
16 февраля, в шир. 10½° S, долг. 17° W, пассат начал дуть не ровно, а 17-го в полдень, в той же долготе и широте 12°, совсем стих. Потом до 20 числа держали пары, а 21-го, в шир. 16°S и долготе 15°W, пассат опять возобно­вился и проводил шхуну до 20½°S широты, где окончательно оставил шхуну 23 февраля.
 
На всем переходе между тропиками ничего достойного заме­чания не случилось. Жар не был утомителен, а температура не превышала 24°R. В штилевой полосе имели одну грозу и два дождя и то непродолжительные.
 
Южный тропик пересекли 24 февраля, в долготе 13° W, и потом до 30°S широты имели переменные NО и SO ветры, большею частью умеренные и тихие, при очень крупной зыби от SW, и потом умеренные и большею частью юго-западные. Последние двое суток перед тем, как усмотрен был мыс Доброй Надежды, шхуну провожал свежий SW, с большим волнением. 14 марта, после полдня, усмотрели высокие горы мыса Доб­рой Надежды и Фалс-Капа, а 15-го, в 2 часа по полуночи, бросили якорь в Саймонс-Бае, где нашли фрегат "Паллада". Здоровье команды на всем переходе было в самом удовлетворительном состоянии.
 
Шхуна «Восток» в совершенном ею плавании к мысу Доб­рой Надежды оказалась судном благонадежным и покойным в море. Она истратила менее половины имевшегося у нее запаса угля и большую часть плавала под парусами. Удостоверясь в хороших ее качествах, генерал-адъютант Путятин предписал командиру ее следовать в Гонконг отдельно, зайдя на Кокосовые острова, лежащие в шир. 11° 50'S и в долг. 96° 51'О, или в одну из бухт на NW углу о-ва Явы, для пополнения воды и запаса свежей провизии.
 
11 апреля шхуна вышла в море и до следующая полдня не имела ветра, а потом, при легком бом-брамсельном ветре от NW, держала пары до рассвета 13-го числа. До этого вре­мени курс направлен был но меридиану, но с полдня 13-го, определив себя обсервациею в шир. 37° S, долготе 20°14' О, склонили курс к SO, в обход Игольной банки. Вечером за­штилело, но около полуночи стали подыматься от SO густые тучи, и через час ветер засвежел до такой степени, что шхуна лежала в бейдевинд, под одним косым фоком. Ветер сопровождался густою пасмурностью и мелким дождем и дул крепкими порывами. На огромном волнении шхуна качалась размашисто, но без ударов.
 
С полуночи 15-го ветер стал смягчаться и пошел через О к N, и с 11 час. утра взяли настоящий курс. Идя между параллелями 39° и 40°, имели ряд свежих попутных ветров, не прерывавшихся до меридиана 35°. Но потом до самого о-ва Св. Павла не было ни одного западного ветра, а все время дули северные и южные ветры и иногда SO, перемежавшиеся кратко­временными штилями и большею честно слабый. 18 апреля, находясь в шир. 39½° долготе 29°, при ясной погоде, увидели комету, к SW от Ориона.
 
Мая 3-го, командир шхуны, объезжая ее, заметил, что все ракушки от подводной части отвалились и подводная часть по­крылась зеленоватою слизью, которой до того не замечали.
 
О-в Св. Павла увидели на рассвете 5 мая, т. е. на 24 день по выходе из Симонс-Бая. Ветер в это время имели свежий брамсельный от W, при ясной погоде, потому воспользовались благоприятными обстоятельствами, чтобы подойти к острову и осмотреть его; обойдя остров в миле расстояния, осмотрели его вокруг и нашли что он верно описан у Горсбурга. Во время лавировки к якорному месту, из ущелий налетали сильные по­рывы, так что беспрестанно приходилось отдавать марса-фалы. Под парусами и парами, в четыре небольших галса, подошли к острову на 3/4 мили и стали на якорь на 12 саж. глубине».
 
Здесь встретили француза, занимавшегося с 3 работниками ловлею трески. Рыбы у острова чрезвычайно много и команда на­ловила ее в час времени сколько было потребно. Кроме того приобрели от поселенцев кур и зелень. Простояв здесь 4 часа, не медля снялись с якоря и взяли курс к пересеченно параллели 30° S в долготе 100° О. На этом переходе шхуну снова подхватили западные ветры. 8 мая дул крепкий SW, с большим волнением. Сначала держали 13 румбами от ветра, но скоро принуждены были спуститься на фордевинд, потому что валы начали настигать и одним из них вахтенного офицера чуть не выбросило за борт.
 
13 мая, в широте 20° S, долготе 99°, после непродолжи­тельного штиля, начнись О и SO, сначала слабые, а потом ровные брамсельные, которые не прекращались до самая Зондского пролива. В широте 18° S, долготе 105° ветер стал от­ходить к SO. 22-го прошли, в 4 милях расстояния, о-в Рождества, и 23-го около полуночи, при довольно пасмурном гори­зонте, подошли на вид Явайской Головки.
 
Разведя пары, командир желал войти в пролив Принцевым каналом, не дожидаясь рассвета; но берега Явы покрылись таким густым паром, что принуждены были идти большим фарватером и с рассветом 24 мая миновали Принцевы острова. В проливе имели сначала ровный ветер и начали лавировать под парусами и парами довольно выгодно; но к полудню заштилело и взяли прямой курс на 4-ю оконечность. После жаркого дня берега острова закрыло туманом; вода плохо охлаждала пар и шхуна не могла идти более 37½ узлов. Не стали же на якорь потому, что показался огонь Анжерскаго маяка. Руко­водствуясь этим огнем, пошли в обход оконечности. В половине 4-го часа утра, к удивлению, маяк скрылся, а вместо его показался перед носом берег, в довольно близком расстоянии. Поворо­тили назад. С рассветом оказалось, что ночью не только не подались вперед, но еще потеряли место и, вероятно, от силы течения, действовавшего вместе с приливом. 25 мая стали на якорь на Анжерском рейде.
 
Употребив 2 суток на наливку водою, 27-го шхуна вышла из Зондского пролива. На другой день, в 50 милях от Гаспарова пролива, имели довольно сильный шквал от NW, про­должавшийся около 4 часов, с густою пасмурностью, и только на следующее утро увидели берег о-ва Банка. Гаспаров пролив миновали при штиле, под парами, Меклефильдским фарватером, и отсюда до 10° широты имели постоянные штили, так что на всем этом расстоянии пары не прекращались.
 
Муссон получили 7 июня, в шир. 10°, долготе 111° и взяли курс прямо на Меклефильдскую банку. Проходя ее западный край, ночью с 9 на 10-е имели глубины от 25 до 30 сажень и в следующий полдень проложили курс на Гонконг, куда с тем же муссоном и прибыли благополучно, ночью с 11 на 12-е июня, сутками ранее фрегата «Паллада».
 
18 июня генерал-адъютант Путятин, на шхуне, совершил поездку в Кантон, где шхуна «Восток» стала на якорь против самого города. Возвратясь затем в Гонконг и окончив все необходимые исправления, 26 июня шхуна вышла в море. До 30 июня имели переменные ветры между О и SO, при которых лавировали. Сначала предполагали пройти между Формозой и островом Баши; но 1-го июля, придя на вид китайского берега у о-ва Намоа, при ветре от SO, почли более выгодным обойти Формозу с севера и спустились в Формозcкий пролив, где заштилели. Но помощью машины и сильного течения, до 30 миль в сутки, 3 числа прошли меридиан N оконечности Формозы, где были встречены ровным ветром от О, который мало по малу к 5 июля перешел к ОNО и NО. С этими ветрами, двумя длинными галсами, подошли 7 июля на вид N оконечности большого Лу-чу. Быстрое понижете баро­метра предвещало шторм, а потому, сочтя опасным на ночь оставаться на ветре Ликейской группы, спустились к югу, и в тот же вечер привели на левый галс. Все 8 число держа­лись галсами под малыми парусами и ветер в направлении не менялся, но только заметно усиливался при галсах к О и стихал при обратных. Не желая долее терять время, спустились на SO и через 2 часа не оставалось никакого сомнения, что вошли в пределы тайфуна. Барометр быстро пошел к низу, полил проливной дождь, и ветер в короткое время скрепчал и отошел к N. Убедясь, что находились в SW четверти урагана и чтобы наиболее воспользоваться переменами ветра и подвинуться по пути вперед, решились пересечь до­рогу центру урагана, т. е. спустились на S. К полуночи ветер так уже был крепок, что под зарифленными косыми пару­сами имели на фордевинд 10½, а по временам и до 12 узлов ходу.
 
С рассветом ветер дул уже от NW, и по соображении обыкновенного пути ураганов Китайского моря, фокус его имели уже за кормою. Но как барометр продолжал пони­жаться, а ветер еще более крепчал, то на случай встречи с фокусом и внезапной перемены ветра, сочли необходимым иметь в готовности пары.
 
Шторм дул с наибольшею силою между 10 и 12 час. утра, имея направление от WSW. Наибольшее понижение баро­метра было 28.65д. Около 11 часов утра 9-го числа оборвался фок-стаксель-фал и шхуна, не взирая на руль, привела в бейдевинд. В этом положении зарифленные штормовые паруса весьма хорошо выдерживали самые крепкие порывы. По мере того, как ветер заходил к W и WSW, шхуна склоняла курс к SO и О, так чтобы держать румбов 9 от ветра, и это не было нисколько тяжело для судна, разумея конечно, что от больших валов и крепких порывов, шхуна, имея хороший ход, могла своевременно приспуститься.
 
Часов около 4-х пополудни шторм начал стихать. С полночи отвязали уже штормовые трисели, и с рассветом 10-го поставили все паруса, и целые сутки имели брамсельный SO с ясною погодою. В этот день обсервация показала место шхуны 80-ю минутами восточнее исчислимого.
 
После 10 июля имели ряд штилей и маловетрий между NO и SO, и большею частью шли под парусами. 20-го числа прибыли в порт Лойд, где нашли корвет «Оливуца» в ожидании генерал-адъютанта Путятина. 24-го пришел Компа­нейский барк «Кн. Меншиков», а 25-го и фрегат «Паллада». С 30 июля по 1 августа вводили шхуну в 10-ти саженную яму, где поставили ее кормою на мель, дабы с помощью водолаза удобнее было нажимать набивочную муфту гребного вала. Течь зазором вала после того прекратилась.
 
4 августа шхуна, в составе эскадры, отправилась из порта Лойд к берегам Японии. Плавание до Нагасаки было одно из самых счастливых. Постоянно дул умеренный SO. Шхуна большею частью шла на буксире фрегата «Паллада». Весь же переход от о-ва Бонин-Сима до Нагасаки, в 850 миль, совершен с небольшим в 5 суток и 10 августа бросили якорь на Нагасакском рейде.
 
Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 46-53


Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: 1853-1855 "Восток" Римский-Корсаков В.А. | Добавил: alex (22.12.2013)
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz