ВОЕННЫЙ БРИГ «АЯКС». 1821-1822
Выше было сказано, что бриг «Аякс» вместе со шлюпом «Аполлон» вышли из Гельсинора 15 октября. До 30 октября следовали соединенно при крепких северо-западных ветрах, а в этот день пасмурность и шторм разлучили суда. Бриг находился тогда в 200 милях к N от Зюйд-Форланда. 12 ноября подошел он на вид Кале, но за крепким противным ветром не мог войти в канал. Беспрестанные SW шторма отнесли его далеко к востоку, и 25 ноября бриг стало прижимать к голландскому берегу. В 7 часов вечера этого дня он стал на песчаную банку близ острова Амеланда, в проливе между этим островом и островом Ширмоник-ог. Несмотря на брошенный якорь, бриг дрейфовало дальше на банку, пока он не остановился, наконец, от убыли воды. Тогда его стало сильно бить о грунт. В 9 часов вечера на беспрестанно делаемые выстрелы показались от берега до двенадцати парусных судов: четыре из них подошли довольно близко к бригу, и с брига спустили шестерку, но течением унесло ее под нос и залило бурунами. Бывшие на этой шлюпке два человека спасены. Вслед за тем спустили баркас с перлинем, но едва вскочили туда трое матросов, как баркас также утащило под нос и понесло далее. Гребных судов более не оставалось, кроме полуразбитой четырехвесельной гички, и потому подать помощь баркасу было нечем. Между тем парусные бота лавировали около брига до 11 часов вечера, а после того ушли к берегу.
Опасаясь, чтобы ночью бриг не разбило бурунами, начали приготовлять плот из ростер, а для облегчения ударов срубили фок-мачту, которая увлекла за собою и грот-стеньгу. Воды было до двух футов, и ее беспрестанно откачивали. В 6½ часов утра плот был готов, а на рассвете увидели близ острова Ширмоник-ог на мели три купеческих судна. В 7 часов утра два из прежних ботов подошли к бригу, и на один из них успели перескочить с концом пятеро матросов и унтер-офицер; но как на этом боте сломалась бизань-мачта, зацепившаяся за бригский гик, то он отошел прочь. Другой бот требовал шлюпки, потому что своей не имел, а приставать не решался. Спустили было полуразбитую четверку с концом, но она тотчас же наполнилась водою и затонула; однако матрос, бывший на этой шлюпке, успел выскочить на бот. Сделав около брига еще несколько галсов, бот этот также отошел прочь.
В 9 часов утра, опасаясь, чтобы при отливе бриг не повалило на бок, срубили и грот-мачту; вслед за тем от ударов вышибло руль, который, оторвавшись от руль-талей, тотчас же затонул.
Около полудни бот, на котором были матросы с брига, снова подошел к месту крушения, и тогда с помощью конца успели передать на него кабельтов.
«Бриг не переставало сильно бить об мель, - сказано в шканечном журнале, из которого извлечен этот рассказ, - и при беспрестанном выкачивании вода не уменьшалась, а больше увеличивалась; время же клонилось к вечеру. Почему, опасаясь разрушения брига и подвержения бедствию команды, мы просили людей на боте (которых было до двадцати человек, по-видимому, рыбаков) чрез имевшегося у нас датского лоцмана пригласить более ботов, дабы снять тяжести и казенные имущества и остаться при бриге во всю следующую ночь. На просьбу нашу рыбаки отвечали, что остаться долгое время не могут, да и за спасение команды должно им заплатить. На что мы отвечали, что правительство заплатит, но они не верили, требуя платы за людей. В это же время, будучи в таком опасном положении – оставаться на ночь на бриге - и желая убедить их, что мы имеем деньги, передали из капитанской каюты анкерок запечатанный, в котором находятся деньги, приказав за оными смотреть унтер-офицеру, с находящимися там людьми; но рыбаки, не допустя их, с угрозами взяли деньги под свое сохранение.
В тоже время, с общего согласия командира с офицерами, команда стала переправляться на бот, имея намерение, если ветер стихнет и не будет волнения, а бриг останется к утру в целости, то с береговою помощью и местного начальства приступить к снятию его с мели.
В половине 3-го часа пополудни, по переходе офицеров, и последний анкерок взяли, с которым также поступлено, как и с первым; тогда по сделанным знакам рыбаками еще три бота пришли к бригу».
Несмотря на просьбы, рыбаки не согласились остаться у брига на ночь, «почему, - сказано в журнале, - мы принужденными нашлись, с общего согласия командира с офицерами, с великим огорчением оставить бриг».
Впоследствии бриг «Аякс» был снят с мели лоцманами и для починки переведен в Гарлинхен, откуда вышел, уже исправленный, 3 сентября 1822. В Кронштадт возвратился 3 октября¹.
¹ Из шканечного журнала.
Список участвовавших в плавании на корабле "Аякс" (1821-1822)
Звания и имена
| Примечания
| Командир, лейтенант Никандр Иванович Филатов
|
| Лейтенант Федор Филатов
|
| Мичман Ардалион Лутковский
|
| Мичман Александр Моллер
|
| Штурман Федор Халезов
|
| Штурманский помощник Илья Атрепьев
| Скончался в 1845г. в Астрахани, поручиком
| Штурманский ученик Дмиртий Орлов
| Скончался
| Лекарь Николай Браилов
|
| Нижних чинов..............................?
|
|
Источник:Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 72-74, 232-233.
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |