21 августа 1853 года
отправился из Кронштадта, для крейсерства в Охотском море, корвет «Наварин»,
под командою капитан-лейтенанта Истомина.
30 августа корвет прибыл в
Копенгаген. 28 августа принял у Драгэ лоцмана, от которого узнали, что Фрегат
«Аврора» стоит на мели у местечка Тралеборг, почему корвет и направился к этому
месту. Но оказалось, что в содействие корвета не встречалось никакой
надобности, и потому спустился в Копенгаген. Вечером заштилело, почему, пройдя
Фальстербоский риф, стал на якорь.
30 августа корвет снялся с
якоря при маловетрии, имея ходу ¾ узла; но через 2 часа сделался совершенный
штиль, и тогда подошел датский винтовой пароход «Херта» и взял корвет на буксир.
Не смотря на нашедший в то время густой туман, пароход буксировал корвет и
привел благополучно на Копенгагенский рейд.
3 сентября корвет снялся с
Копенгагенского рейда. 14-го числа, когда находились в широте 56°54½' и долготе
61° 20', штормом от N вогнало корвет в грот-марсель 4 рифа, штормовую бизань и фок-стаксель;
в 9½ час. вечера сломался румпель, который вскоре был заменен другим. В полночь
шторм усилился, и ночью 15-го числа вкатился в корвет вал с правой стороны,
которым сорвало планширь, от бака до задней грот-ванты, и сетки; запасный якорь
перекинуло на палубу; оборвало найтовы и скинуло ростры на палубу, повредив
сильно баркас; сломало шлюп-боканцы, но шлюпка спасена. В 5 часов утра сломало
другой румпель, но шторм стал легче и перешел к NW. Корвет начало прижимать к
Хорнскому рифу. Не смотря на силу ветра, отдали у марселей два рифа, поставили фок
и грот и стали отходить от рифа; но в 9 часов сломался сделанный по нужде
румпель (уже третий).
В этой крайности командир
решился пожертвовать железным штоком запасного якоря, который обрубив, сделали
из него румпель. 16 сентября шторм с тою же силою перешел к W. Боясь быть
прижатым к ютландскому берегу, возвратились в Скагерак. 17-го спустились в Христианзанд;
но как лоцмана, но свежести ветра, не могли выехать, то пошли к Нейденгену,
держась в кильватер лоцманскому боту. Сентября 20-го перешли на Христианзандский
рейд.
Сделав здесь железный
румпель, 28 сентября корвет отправился в море и 3 октября прибыл в Портсмут, где
8 октября втянулся в гавань для исправления.
По окончании всех исправлений,
11 ноября корвет снялся с якоря. Находясь 12 числа между маяками Старт и
Эддистоном, при свежем ветре с порывами от StW, в корвете заметили течь по 5
дюйм. в час. По осмотре оказалось, что вода подавалась исключительно около форштевня,
шпунтового паза и чрез внутреннюю обшивку. В 8 часов утра ветер с тою же силою
перешел к NW, почему поворотили на левый галс и легли к английскому берегу. При
самом тщательном осмотре корвета в бухте Торбей, где того же числа стали на
якорь, не могли открыть настоящей причины течи, почему на другой день снялись с
якоря и перешли в Портсмут, где 21 ноября корвет был введен в док. По осмотре
оказалось, что конопать в подводной части слаба; на скулах с обеих сторон носа,
по две доски вышли из своих мест и сгнили; деревянный брештук отошел, два болта, скрепляющие степс с форштевнем,
перержавели, у ахтер-штевня 6 досок сгнили и рулевая верхняя петля сломана в
изгибе.
9 декабря, по окончании
исправлений, корвет вышел из Портсмутского дока; 12-го снялся с Спитгедского
рейда для следования по назначению; но встретив в океане постоянные крепкие ветры,
снова получил течь, что заставило его спуститься в Флисинген, где 21 декабря он
вошел в гавань.
Неблагонадежность корвета к
дальнейшему плаванию заставила наше Правительство искать случая продать его в
Флисингене. По этому поводу был командировать в Голландию флигель-адъютант
Арказ, который, при содействии нашего консула в Амстердаме, Фальборта, успел
продать корвет за 36161 гульд. 15 цент., которые были переданы в Амстердам
тамошним банкирам Гоппе и К°.
Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 70-72